Шуму-то поднялось от того, что ГИМСовцы начнут штрафовать за отсутствие предметов из списка «обязательно должно быть в лодке», жуть. Мол, ладно там катера. В них места много. А в лодке ПВХ, что под мотор до 10 л.с. и так порой не развернуться, так еще и шмутья разного требуют дополнительно возить. Плюс заставляют обязательно одевать столь неудобный спасательный жилет. Мы же на маломерках плаваем, на русло больших рек не заходим. Так, вдоль берега озера, речушки удочками и спиннингами рыбачим. К чему все это? Неглубоко, если что, то выплывем. Дай Бог, если так. Однако случаи бывают разные.
А если разобраться? Чего лишнего требуют от владельцев не подлежащих регистрации моторных лодок и безмоторных гребных резиновых шлюпок? Что такого должно быть в лодке ПВХ с мотором до 10 л.с. или совсем без него, чтобы не опасаться попасться инспектору ГИМС, если чего-то не окажется?
Немного о непонимании
Почитав различные приказы, послушав юристов, инспекторов ГИМС, понял одно — не так страшен черт, как его малюют. Как таковых лишних «шмоток» для гребных лодок ПВХ и под мотор до 10 «лошадок», в принципе, нет. Все четко и по делу описано в двух положениях:
- Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальных набором средств безопасности. Опубликовано Письмо за номером N 29/2-3-62 27 января 2011 г. Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», или просто ТР ТС 026/2012. Вступил в силу 1 января 2014 года.
Смущать может только одно. ГИМС МЧС РФ расширил список плавсредств, попадающих под комплектацию обязательными предметами. Согласно же ТР ТС, перечень того, что должно быть обязательно не распространяется для плавсредств до 100 кг. Об этом и гласит статья 1 пункт 5:
Настолько сильна забота о нашей безопасности на воде, что приходится сильнее закручивать гайки и карать рублем? Непонятно. Но, что имеем. А по сему вернемся к лодкам ПВХ, моторам до 10 л.с., безмоторкам и тому, что в них должно быть по мнению ГИМС. Тем более, что за отсутствие обязательного инвентаря отдуваться приходится перед ним.
Что должно быть в лодке ПВХ с мотором, гребных лодках, байдарках согласно правилам ГИМС
N п/п | Наименование предметов средств безопасности | Байдарки | Гребные надувные лодки вместимостью до 3 человек, не имеющие жесткой слани | Гребные лодки, гребные надувные лодки, имеющие жесткие слани, надувные лодки вместимостью более 3 человек, не имеющие жесткой слани | Моторные маломерные суда длиной до 6 метров |
Индивидуальные спасательные средства | |||||
1. | Индивидуальные средства безопасности | По числу находящихся людей на борту <1> | |||
2. | Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров | — | 1 | 1 | 1 |
Спасательное оборудование | |||||
3. | Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) | 1 <2> | 2 | 2 | 2 |
4. | Огнетушитель | — | — | — | <4> |
5. | Один черпак или ручной насос | — | — | 1 | 1 <5> |
6. | Звукосигнальное устройство <8> | 1 <6> | 1 <6> | 1 <6> | 1 <6> |
Средства безопасности при ЧС: | |||||
7. | Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета <7> | — | + | + |
<1> Суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг.
<2> Специальное весло по числу гребцов.
<3> Согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001.
<4> Моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т.п., работающий на сжигаемом топливе.
<5> При отсутствии оборудования для откачки воды.
<6> Допускается замена на свисток спасательного жилета.
<7> Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.
<8> Согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП) допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа.
Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.
Рекомендовано иметь в лодке
- Пиротехнические сигналы бедствия.
- Аптечка для оказания первой медицинской помощи.
- Ремонтный комплект.
- Одно сигнальное полотно (флаг-отмашка).
- Приспособление для поднятия человека на борт.
- Багор.
- Система связи.
- Магнитный компас.
- Навигационная аппаратура ГЛОНАСС.
От себя добавлю швартовые и буксирные устройства. Тем более, что согласно ТР ТС 026/2012 маломерные суда должны ими комплектоваться.
Судите сами. Нет ничего лишнего. Все нормативы со стороны законодательства нацелены на нашу безопасность. Список того, что должно быть в нерегистрируемой лодке ПВХ с мотором до 10 л.с., в «алюмишке» или ПВХ с обязательной регистрацией, гребной «уфимке» или «нырке» или байдарке вполне разумен. Река, озеро, водохранилище никогда не прощают пофигизма. Таким образом, необходимые предметы в лодку берутся не для инспектора ГИМС, а для нас.
Я не защищаю надзорные органы. Тем более, что сам далеко не всегда исполнительный тип. То, к чему давно привыкли рыболовы, проживающие вблизи больших городов, для меня, жителя глубинки Сибири кажется изначально диким. Но рисковать лишний раз здоровьем, а то и жизнью глупо. Да и ситуация изменилась. Власти стали конкретно бить по карману. Теперь лодочник должен, купив лодку, не только умело ей пользоваться и грамотно хранить в зимнее время, но и обязан быть юридически грамотным.
НХНЧ