К.Кузьмин Базовые джиговые проводки: техника и тактика

Продолжая тему любительской рыбалки на джиг пришел к 100% правильному выводу — кто может рассказать лучше о тонкостях рыбалки, в данном случае о ловле на джиг и техниках джиговых проводок, нежели мастер своего дела? Предлагаю прочитать старую, но не теряющую актуальность, очень познавательную статью Константина Евгеньевича Кузьмина о технике и тактике проводки при ловле на джиг.

кузьмин джиговые проводкиСтарая, как мир, истина «без труда не вынешь рыбку из пруда» для нас с вами звучит в буквальном смысле. Чтобы труд этот не сталсизифовым, надо, помимо голого желания поймать, располагать хотя бы минимумом навыков в обращении со снастью и уметь так подать рыбе приманку, чтобы у она отреагировала поклевкой.

Техника и тактика являются слагаемыми успеха не только в рыбалке, но и в любом другом деле, требующем специальных знаний и умений. Это прописная истина, и потому нет необходимости ее доказывать. Давайте сразу перейдем к сути и попробуем максимально развернуто ответить на вопрос, что и как нам следует делать, чтобы рыбалка доставила удовольствие не только от пребывания на свежем воздухе и общения с природой, но и от увесистых щук, судаков и прочих представителей ихтиофауны, которых нам удалось-таки выловить.

Выбор тактических вариантов на предстоящую рыбалку в значительной мере определяется заранее тем, какую снасть мы намерены использовать. Если, например, отправляясь на водоем, вы взяли с собой спиннинг «ближнего боя», то береговая ловля на удаленной бровке на сей раз исключена, и весь выбор касается только того или иного метода облова прибрежной зоны.

О «материальной части» мы достаточно говорили в соответствующем разделе, поэтому будем считать, что, располагая информацией об особенностях водоема и поведения рыбы, мы экипировались тем спиннингом и теми приманками, которые соответствуют условиям предстоящей рыбалки. Тогда непосредственно на месте все наши действия этого плана сведутся к смене приманок (как правило, это подбор оптимального веса головок) и, может быть, к замене лески на больший или меньший диаметр.

После этого свобода выбора ограничивается тем, где и как забрасывать и как вести приманку. Именно это являет собой квинтэссенцию джиговой ловли, определяет ее успех или неудачу. Многочисленные случаи, когда поначалу все попытки изловить рыбу ни к чему не приводят, но стоит только немного изменить технику проводки и поклевка следует за поклевкой, служат тому подтверждением.

Для начала мы опишем основную технику джиговой проводки, коснемся других способов анимации, а потом самым подробным образом рассмотрим несколько примеров, отражающих типичные ситуации, возникающие на рыбалке, и требующих своих особенностей в забросе и
проводке, а также надлежащего выбора тактики ловли.

Вот в ваших руках снасть, которую мы называем джиг-спиннингом. Главное, как мы знаем, это то, что в роли приманки выступает твистер, поролоновая рыбка и т. п. Все остальное может как соответствовать идеалу, так и нет. Тем более что идеал джиговой снасти — это понятие спорное…

Вы выполняете заброс, приманка падает в воду и начинает погружаться. Вы замечаете момент касания дна, делаете несколько оборотов катушки и останавливаете подмотку. Приманка опять опускается на дно. Так продолжается, пока не будет подмотана почти вся леска…

Эта схема проста лишь на первый взгляд. Перед теми, кто только начинает ловить джиг-спиннингом, встают неизбежные вопросы, касающиеся темпа подмотки, положения удилища, числа оборотов между паузами и т.п. По мере накопления опыта на часть из этих вопросов удается получить исчерпывающие ответы, другие же продолжают оставаться полуоткрытыми. Я попробую предложить свою трактовку джиговой, или ступенчатой, проводки. Надеюсь, это поможет вам быстрее освоить основы техники джиг-спиннинга.

Начнем с наиболее простого в техническом отношении случая. Предположим, что мы ловим в штиль в стоячей воде и нет необходимости далеко забрасывать. Это весьма типичная ситуация при ловле с лодки на водоемах озерного типа. В таких «тепличных» условиях мы можем без особо негативных последствий позволить себе немало всяческих вольностей, касающихся оснащения: требования к удилищу, катушке, леске здесь не очень строгие.

Вес грузика мы подбираем примерно таким, чтобы после заброса приманка опускалась на дно секунд десять. Впрочем, если мы не собираемся ловить на малых (менее 3 м) и очень больших (более 12 м) глубинах можно вполне ограничиться грузилами одного универсального веса — это 15-17 г.

Забрасываем. Ждем, пока наш джиг ляжет на дно. Поскольку ни течение, ни ветер не мешают, момент касания дна виден очень отчетливо по ослаблению лески, распрямлению чуть согнутого кончика спиннинга, да и рука мышечным чувством воспринимает отдачу. Сразу после
«приземления» приманки мы поднимаем ее ото дна несколькими оборотами катушки в среднем или чуть ускоренном темпе и останавливаем подмотку до очередного касания дна, затем следует очередной цикл подмотка — пауза. В таком ключе ведем приманку почти до самой лодки или берега, если ловим не с воды, а с суши. Такова классическая ступенчатая проводка…

Почти все поклевки приходятся на паузу. При этом хищник атакует снизу. В США проводились специальные подводные съемки (как в больших аквариумах, так и непосредственно в водоемах) и по их результатам был сделан вывод, что примерно 80% поклевок приходится на моменты погружения джига, и наш опыт этому нисколько не противоречит. Падение приманки должно длиться промежуток времени от одной до трех-четырех секунд. Если меньше, хищник может не успеть отреагировать, если существенно больше, то джиг «перешагнет» через стоящую у дна рыбу, и та, если она полупассивна, не станет его преследовать.

При ловле с лодки оптимальная продолжительность паузы легко регулируется числом оборотов и скоростью подмотки. Даже в том случае, когда под вами ровное дно, из-за изменения угла наклона лески (по мере приближения приманки к лодке) пауза, если ничего не менять в подмотке, все увеличивается и увеличивается. Обычно же лодка якорится на более глубоком месте, а забрасывают на относительно мелкое, и скорость падения приманки в начале и в конце проводки различается очень сильно. Поэтому на первых нескольких шагах джига делают до четырех-пяти быстрых оборотов катушки, а на последних, в непосредственной близи от лодки, один-два и к тому же гораздо
более медленных.

Повлиять на продолжительность паузы можно и положением удилища: чем выше вершинка, тем медленнее падает приманка. Особенно это заметно на короткой леске.

Если уж мы коснулись положения кончика спиннинга, то давайте попробуем снять один из наиболее часто возникающих в этой связи вопросов: должна ли вершинка во время джиговой проводки оставаться неподвижной или же, напротив, будет лучше, если ее покачиванием или подергиванием мы попытаемся придать нашему джигу более разнообразную игру?

В последнее время среди рыболовов получили широкое хождение специализированные видеоленты, среди которых не последнее место занимает отснятые в Польше фильмы, где в роли главных действующих лиц фигурируют Яцек и Роберт, которые теперь по своей популярности не уступают известным в пору нашего детства героям мультсериала Болеку и Лелеку. Польские фильмы для нас более интересны, чем отснятые в более удаленных странах, уже хотя бы потому, что на экране привычная нам рыба и знакомые способы ловли.

В одном из эпизодов Яцек и Роберт ловят судака на твистер. Их метод анимации отличается от классической ступенчатой проводки как раз тем, что леска подматывается более или менее равномерно, а игра достигается движением кончика удилища. Может быть, так твистер движется более привлекательно для судака? Вообще говоря, нет. Я не сомневаюсь в том, что и Яцек, и Роберт — спиннингисты высокого класса, однако предлагаемый ими метод джиговой проводки хорош в отдельных случаях, а в суммарном зачете далеко не лучший.

Складывается впечатление, что джиг-спиннинг вообще не их стезя, и эпизод с ловлей судака на твистер выпадает из общей канвы.
Мое мнение базируется не только на собственном опыте. Многие из известных мне джиг-спиннингистов прошли через этап поисков и экспериментов и пришли к заключению, что наиболее эффективна та техника проводки, при которой удилище остается практически неподвижным, а ступенчатый ход приманки достигается только за счет катушки. При этом в каких-то ситуациях нельзя исключать и иных методов, в том числе и того, что можно было бы назвать «польским». Более того, альтернативная техника с успехом используется для ловли на другие неджиговые или условно джиговые приманки. Хотя в большей мере «польский» и схожие с ним методы анимации подходят не для джигов, а для приманок типа «jerkbait», которые напоминают воблеры, но при равномерной подмотке не дают игры и потому
требуют проводки с подергиванием удилищем.

Объективно преимущества нашей основной техники ступенчатой проводки выражаются по крайней мере в двух аспектах. Во-первых, таким образом (при неподвижном удилище) достигается наилучшая чувствительность и сводится к минимуму число пустых поклевок. Во-вторых, обеспечивается регулярность движения джиговой приманки — это позволяет лучше ощущать дно, дает меньше зацепов и больше поклевок.

Пока мы говорили о ловле в непроточной воде и в безветренную погоду, проблемы чувствительности (то есть восприятия касания дна и поклевки) для нас вроде бы и не существовало. Но стоит только разгуляться ветру и волне — и провисание лески и поклевка становятся менее отчетливыми. А когда накладывается еще и течение, да и забрасывать Стр. 75 приходится как можно дальше…

Здесь я бы хотел предложить наглядную аналогию. Допустим вы располагаете радиоприемником и ваша задача поймать слабый сигнал от удаленной станции. Пока мощность полезного сигнала превышает уровень шумов и помех, это не составляет труда. Но вот в атмосфере разыгралась гроза, или ваш сосед включил дрель и на приемник обрушились помехи. Или же вы отъехали от города, и сигнал радиостанции ослаб. В результате вы с трудом разбираете слова в радиопередаче, поэтому вынуждены предпринять контрмеры: перенести приемник в то место, где помехи от дрели минимальны, найти такое положение антенны, которое ослабляет шумы, или вовсе заменить приемник на более чувствительный.

По своей сути возникающие сложности и пути их преодоления очень похожи. Улучшить восприятие «полезного сигнала» (проводки и поклевки) можно воспользовавшись более чувствительным «приемником» — перейдя со «стеклянного» спиннинга на «углевый» и с мононити на плетенку; расположив «антенну» (удилище) так, чтобы влияние помех было минимальным; самому заняв такую позицию, где «полезный сигнал» ощущается отчетливее.

Теперь обратимся к конкретному примеру, который поможет нам понять, как лучше действовать в одной из типичных ситуаций. Допустим, мы находимся на участке реки со средними глубинами. Точнее, к берегу примыкает мелководье (до 2 м), а на расстоянии около сорока
метров глубина увеличивается до 4-6 м. Заметное течение сочетается с умеренным встречно-боковым ветром .

Хищник (судак и щука) располагается на бровке и за ней, на мелководье можно поймать только окуня и небольшую щуку-травянку. Таким образом, «рабочая зона», где мы вправе ожидать поклевок полновесной рыбы, заканчивается в сорока метрах от берега — ближе этой дистанции вести приманку «ступенькой» особого смысла не имеет. Дальней границы «рабочей зоны», можно сказать, и не существует: если бы мы сумели запулить приманку на все сто метров, там тоже, скорее всего, были бы поклевки. Однако стометровый заброс против и поперек ветра, мягко говоря, затруднителен, тогда как метров на шестьдесят забрасывать можно и даже нужно, не прибегая к тяжелым приманкам.

Для этого в ваших руках должен быть соответствующий спиннинг — длинный и посылистый, лонгкастовая катушка с тонкой плетеной леской и компактная приманка (поролон или «дождик») с головкой весом 18-20 г. Такой снастью удается «пробить» ветер, а вес головки позволяет вести приманку полноценной «ступенькой» на средних глубинах.

Бывает, правда, что, как вы не стараетесь, ничего не получается: с трудом удается попасть в «рабочую зону», перебросив через бровку, а те несколько шагов ступенчатой проводки, которые приманка успевает сделать до бровки, из-за ветра почти не прослеживаются. Здесь можно
увеличить в разумных пределах вес головки до 24-27 г. Но при этом следует немного скорректировать направление заброса.

Когда вы ловите на реке, течение в чем-то для вас выступает как враг, в чем-то — как союзник. Именно благодаря течению удается избежать ухудшения качества проводки, увеличивая вес головки приманки. Если обычно мы забрасываем строго поперек потока или даже чуть вверх, то добавив к грузику 5-7 дополнительных граммов, следует бросать самую малость ниже и увеличение веса головки не повлечет за собой сокращения «драгоценной» паузы, поскольку течение притормаживает падение приманки. Утяжеление головки из-за более сильного
натяжения лески позволяет и более четко ощущать касание дна.

Однако этот метод является мерой вынужденной, и без необходимости ставить более весомый груз не стоит. Частично нейтрализовать встречно-боковой ветер удается и иначе. Самое простое — опустить вершинку удилища пониже, чтобы ветер оказывал на леску минимальное воздействие. Тем самым, однако, мы несколько уменьшаем паузу, но на длинной леске это почти незаметно.

Ветер, особенно порывистый, давит не только на леску, но и на удилище. Как следствие, спиннинг в ваших руках качается, подобно березке в чистом поле, как бы крепко вы не пытались его держать. Попробуйте расположить удилище вдоль направления ветра и вы сразу заметите, насколько легче станет следить за проводкой.

Выходящая из «тюльпана» леска во время подмотки образует с направлением удилища определенный угол, величина которого может лежать в широких пределах от нуля до 90 градусов. Выбор этого угла далеко не случаен и определяется выбором одного из нескольких
методов слежения за проводкой.

Проводка с нулевым углом, когда леска и удилище образуют одну прямую, была впервые в массовом порядке внедрена на подмосковных водохранилищах. Это было еще в те годы, когда о по-настоящему качественной снасти можно было разве что мечтать. Тогда в ходу был пресловутый металлический спиннинг за девять-тридцать (или что-то в том же духе) с инерционной катушкой и клинской леской 0,5, и говорить о чувствительности такой снасти (по крайней мере так, как мы понимаем ее сегодня) не приходилось. «Дубовое» удилище
вместо того, чтобы облегчать восприятие проводки, напротив, затрудняло его.

Метод проводки с нулевым углом позволил нейтрализовать избыточный вес и отсутствие гибкости удилища и добиться очень неплохой чувствительности. Он и по сей день практикуется многими спиннингистами, давно уже перешедшими на гораздо более совершенную снасть.
Техника этого метода такова.

После заброса даем приманке опуститься до дна и держим удилище так, чтобы выходящая из «тюльпана» леска не имела перегиба. Указательным и большим пальцами руки, которая держит удилище, захватываем леску перед катушкой и при проводке пропускаем ее между ними. В моменты остановки подмотки чуть изгибаем леску — она примерно на четверть оборота оказывается наложенной на указательный палец. Он-то и служит нам основным «сенсором», «датчиком» и «индикатором», передавая проводку и улавливая
поклевку.

Чувство осязания очень неплохо развито у человека. По тому, как (мягко или резко) воспринимается пальцем ослабление лески, можно судить о грунте — илистый он или каменистый. Да и особенности поклевки передаются так, что опытный рыболов сразу определит, с какой рыбой он имеет дело и даже с какой стороны та взяла приманку.

Проводка с нулевым углом требует мультипликатора или инерционной катушки, с безынерционной — леску просто не удается пропускать между пальцами. Поэтому ловля с безынерционной катушкой предполагает иную технику. Угол в этом случае обычно лежит между 30 и 90 градусами, а индикаторами проводки и поклевки являются кончик удилища и леска (зрительное их восприятие), а также правая рука — если ею вы держите спиннинг. Требования к удилищу теперь уже не допускают послаблений: оно должно быть легким, разумно
сбалансированным и максимально чувствительным.

Максимальная чувствительность характерна для удилищ из высокомодульного карбона с выраженным передним («быстрым») строем, поэтому, если вы как условие номер один выдвигаете наилучшее восприятие проводки и поклевки, оптимальным будет одно из таких
удилищ, которые, к примеру, составляют большую часть ассортимента американских фирм St.Croix и Lamiglas. Основную технику джиговой проводки проще всего отработать, обладая одним из подобных спиннингов. Хотя, конечно, я не стану утверждать, что перед вами возникнут
непреодолимые проблемы, если в вашем распоряжении окажется удилище более низкого класса, да еще и «медленного» строя, но при прочих равных «быстрый» и легкий «уголь» имеет неоспоримое преимущество.

Я пробовал для облегчения слежения за проводкой использовать некоторые оригинальные приспособления. Например, устанавливал на рукоятке удилища наклонное зеркальце (по типу зеркала заднего вида автомобиля) — чтобы линия визирования проходила четко вдоль удилища.

Тем самым я получал возможность смотреть на изгиб спиннинга не сбоку, как обычно, а как бы сзади. Таким образом малейшие изменения изгиба вершинки стали заметнее. Однако привыкнуть к ловле с зеркалом я так и не сумел. Попробуйте вы — может быть, у вас это пойдет
лучше.

Мне приходилось видеть доработанные спиннинги, у которых к жесткой вершинке прикреплено нечто среднее между кивком и квивертипом — это довольно мягкий кончик длиной около 20 см. Так что еще, по-видимому, не все резервы повышения чувствительности исчерпаны.

Итак, допустим, вы должным образом «вооружились». Тогда, если исключить дни с очень сильным ветром, у вас не будет серьезных сложностей с освоением техники проводки под углом, которая, напомним, чаще используется в джиг-спиннинге. Попробуем описать ее во всех деталях.

Как только приманка упадет в воду, несколькими оборотами катушки выбираем слабину лески. Зафиксировав, по возможности, неподвижно удилище, внимательно следим за его кончиком, который в этом момент чуть изогнут. Касание дна, которое выражается в распрямлении кончика, «отдаче» и провисании лески, служит сигналом к началу подмотки.

Особенности техники слежения за проводкой определяются тем, какому из этих трех «индикаторов» мы отдаем ведущую роль. Если это леска, то, во-первых, она должна быть заметной («флуо»), во-вторых, удилище лучше располагать так, чтобы на свисающую с его кончика леску мы смотрели не сбоку, а почти сзади. При этом удилище направлено в ту же сторону, что и леска, а угол между ними невелик и в отсутствие ветра ориентирован в вертикальной плоскости. Таким образом хорошо заметна дуга провисающей лески, которая отражает все происходящее с приманкой: провисание означает касание дна, плавное натяжение с подергиванием — волочение по дну, натяжение резкое — поклевку.

Чаще за проводкой следят не по леске, а по кончику спиннинга, и угол между ними в этом случае более крутой — от 60 градусов. При хорошем соответствии между тестом удилища и весом приманки вершинка спиннинга передает поклевку не хуже кивка при ловле на мормышку.

Если наблюдение за провисом лески еще в какой-то мере допускает применение (и даже предпочтение) лески обычной (то есть моно), то полноценная техника слежения за кончиком удилища диктует необходимость использования плетенки. С той же категоричностью я склонен
делать выбор в пользу многоволоконной лески, говоря о проводке по «отдаче». Лишенная растяжимости плетенка позволяет ловить хоть с закрытыми глазами — настолько внятно отдается в руку каждый шаг приманки. После того как я перешел на плетеную леску, если мне приходится ловить ночью, я не пользуюсь приспособлениями типа Night Pilot, представляющими собой светящиеся индикаторы, прикрепляемые к кончику спиннинга, — в них просто отпала необходимость.

Для проводки с «отдачей» очень желательно, чтобы спиннинг был правильно сбалансирован, а именно: центр инерции системы удилище-катушка располагался достаточно близко к точке крепления катушки.

Многие из известных зарубежных спиннингистов самого высокого класса считают оптимальный баланс чуть ли не главнейшим достоинством спиннинговой снасти, и не только в джиговой ловле, но и в любой другой. Это легко прослеживается по так называемым «подписным» сериям: профессиональный рыболов-спортсмен представляет ту или иную модель удилища как
оптимальную с его точки зрения. Так, француз Патрик Себиль, эксперт фирмы Sert, всякий раз акцентирует внимание на наличии подгрузки в комле.

В разделе об удилищах я уже высказывал свое мнение о балансировке. Мне трудно согласиться, что строго сбалансированным — в том смысле, что имеющим специальное утяжеление в комле — должно быть любое удилище. Поэтому если вам захочется что-то поменять в балансе вашего спиннинга, позаботьтесь о том, чтобы можно было без потерь отыграть назад, то есть балансировка должна быть регулируемой.

Теперь вернемся к вопросу о приоритете удилища или катушки при анимации джиговых приманок. Этот вопрос очень серьезен, и от того, как вы его для себя решите, зависит очень многое.

Тот метод проводки, который я назвал «польским», на самом деле лишь частный случай анимации при помощи удилища. Главным же из таких методов следует признать «американский». Этот метод давно и очень активно пропагандируется самыми известными в США спиннингистами — можно назвать Эла Линдера и еще пару имен мирового спиннингового «иконостаса».

Суть «американского» метода такова. Вы забрасываете, ждете, пока приманка дойдет до дна, опустив при этом удилище горизонтально. А вот сразу после падения приманки вы отрываете ее от дна не оборотами катушки, а потяжкой удилища в вертикальной плоскости — не слишком уж резко, но достаточно энергично. Затем кончик спиннинга быстро возвращается в исходное положение, одновременно подматывается слабина лески, после чего подмотка останавливается и по натянутой леске и по вершинке удилища вы отслеживаете дальнейший ход приманки до ее очередного падения на дно. Далее повторяется тот же цикл…

Я, конечно, не могу претендовать на абсолютную правоту, но считаю, что наш, «русский», метод джиговой проводки лучше «американского». Кто-то из читателей здесь, наверное, припомнит пословицу, которая в ее печатной версии звучала бы так: «Не учи отца заниматься любовью!».

Действительно, утверждение о том, что американцы не лучшим образом ловят на джиг, это примерно то же, что, например, наставление бразильцам по поводу того, как им надо играть в футбол. Поэтому моя сравнительная оценка «американского» и «русского» способов анимации требует разъяснений.

Слабое место «американского» способа — момент выматывания слабины лески. Хотя длится эта фаза проводки всего лишь порядка секунды, изрядная доля поклевок приходится на эту самую секунду, и большая часть из них теряется. Ведь средняя продолжительность паузы
(времени от остановки подмотки до падения приманки на дно) составляет около двух — двух с половиной секунд — при ловле с лодки чуть больше, с берега — чуть меньше. Поклевки, в первом приближении, распределяются равномерно по этому интервалу времени. Если способ проводки «крадет» от него почти половину, значит почти половину поклевок мы не воспринимаем, так как при выборе слабины спиннингист, как глухарь на току, ничего не видит и не слышит; расчет только на то, что рыба не выплюнет мгновенно приманку или сдуру прицепится сама.

С учетом того, как вообще привыкли ловить американцы, использование их «национального» метода проводки приводит к меньшим потерям, чем это было бы у нас. Мы работаем большей частью с тяжелыми головками, они — с более легкими. С легкой головкой длительность паузы заметно увеличивается, поэтому процент незамеченных поклевок значительно ниже.

В дополнение к нашему основному («русскому») способу анимации есть несколько похожих, но все же имеющих те или иные отличия. Это проводка с подыгровкой, поводка с затяжкой и «суицидная» проводка. По моим наблюдениям, все эти способы, в общем и целом, не дают
особых преимуществ, но в ряде отдельных ситуаций могут оказаться эффективнее, чем наш
основной метод. Рассмотрим их по порядку.

Проводка с подыгровкой

Все также, как и обычно, только в моменты погружения приманки кончик спиннинга не остается на месте, а слегка покачивается в горизонтальной плоскости. Тем самым преследуются две цели.

Во-первых, так при некотором навыке легче удается заметить момент касания дна, если это представляет сложности из-за большой глубины и течения. Кроме того, покачивание кончика передается падающему джигу, отчего он, хотя бы теоретически, сильнее возбуждает хищника.

Траектория джиговой приманки при различных методах анимации:

  • классическая ступенчатая проводка;
  • проводка с подыгрывкой;
  • «суицидная» проводка;
  • пунктирная проводка;
  • волнообразная проводка;
  • поверхностная ступенчатая проводка.

Насчет последнего я не могу сказать определенного «да» или «нет», поскольку пользуюсь приемом подыгровки редко и не припомню случая, когда бы он мне принес очевидную пользу. С другой стороны, наблюдая за некоторыми бывалыми джиггерами, я замечал, что они иногда
подыгрывают спиннингом, а на вопрос, зачем они так делают, обычно отвечают, что хуже не будет.

Наконец, при отвесном блеснении судака (это ведь тоже вид джиговой ловли — вертикальный джиггинг) я сам, как и многие мои товарищи, легким шевелением кончика оживляю блесну во время паузы, и это, как мне кажется, дает эффект.

Проводка с затяжкой

После касания дна мы не сразу поднимаем приманку, а даем ей одну-две секунды или даже более того вылежаться на дне. На значительном течении джиг начинает волочиться, но в тихой воде он остается на месте, и тем не менее во время затянутых пауз случаются поклевки.
Здесь уже я с определенностью готов утверждать, что задержка в ряде ситуаций показывает лучший результат, нежели классическая ступенчатая проводка. Основная рыба, реагирующая на проводку с затяжкой — окунь, на втором месте — судак. У меня было несколько рыбалок, когда до 80% поклевок приходилось на статическую фазу проводки. По-видимому, с этим методом ведения приманки имеет смысл поэкспериментировать в разное время на разных водоемах.

«Суицидная» проводка

Если вам вдруг не захочется тащить обратно домой лишний вес и объем в виде изрядного количества твистеров и поролонок, вы можете с легкостью от него избавиться способом, о котором я сейчас расскажу. После того как ваша приманка упадет на дно, вы поднимаете ее не резко, а сначала очень медленным вращением катушки — это один оборот примерно за пять-семь секунд, затем следуют уже два-три нормальных (быстрых) оборота и пауза.

Получается, что первые полметра или чуть более приманка «проползает» по самому дну (или по крайней мере не удаляется от него) и
только потом идет, как обычно, вверх. На «ползучей» стадии и «засаживаются» крючки — лишь бы было за что зацепиться…

Ясное дело, этот метод анимации интересен нам не как способ «самоубийства» приманок, а в силу того, что на него реагирует рыба, причем рыба разнообразная — щука, окунь и даже лещ. Поэтому в данном случае даже при сравнительно чистом дне надо пользоваться только
незацепляйками — будь то соответствующая поролоновая рыбка, техасская оснастка или что-то иное. Приманки с торчащими крючками исключены.

Следующие способы анимации еще больше отличаются от нашего основного метода, и в этих
отличиях есть реальный мотивированный смысл, что позволяет добиваться с их помощью там,
где они уместны, заведомо более высоких результатов.

Донная проводка

Когда мы говорили о каролинской оснастке, проводка приманки без отрыва от дна (ее самой или хотя бы отдельно стоящего грузила) была названа основной. Тот же способ ведения применяется, только значительно реже, и с другими типами оснасток, в том числе и с
поролоновой в ее привычном виде.

Донная проводка может быть и равномерной, и прерывистой — с остановками. В последнем случае она со стороны напоминает ступенчатую, но в отличие от нее приманка имеет минимум движения по вертикальной составляющей, за исключением оснасток с плавающими головками.

Основная разновидность донной проводки — короткие (по 25-50 см) потяжки с паузами от одной
до трех секунд между ними. Более других уважает этот способ анимации судак.

Пунктирная проводка

Похожа на прерывистую донную проводку, но приманка может довольно высоко подниматься над дном. После заброса удилище держим горизонтально в направлении уходящей лески. Как только приманка касается дна, поднимаем градусов на двадцать пять — тридцать удилище и на полсекунды фиксируем его в этом положении. Затем — еще три-четыре потяжки и остановки, пока удилище не окажется за головой. После этого опускаем спиннинг в исходное положение и быстро выбираем слабину лески.

Продолжительность остановок иногда увеличивают, и приманка не уходит от дна далее, чем на два десятка сантиметров. Получается что-то похожее на ступенчатую проводку с укороченными и более плавными шагами. Этим способом чаще всего ловят на червя на техасской оснастке, но в принципе можно использовать и большинство других джиговых приманок. В неглубоких местах с неровным дном пунктирная проводка дает неплохие шансы в ловле судака. В реках на ближних глинистых бровках этим способом я часто ловил щуку и окуня.

Волнообразная проводка

Рыба, которая держится в толще воды (щука, красноперка, окунь и др.), хорошо отзывается на движение приманки по синусоиде, когда вы подматываете леску равномерно и при этом совершаете однообразные возвратно-поступательные движения кончика спиннинга в горизонтальной плоскости. Поклевки при такой проводке не всегда поддаются систематизации — часть из них приходится на движение вниз, часть — наоборот, случается на подъеме. Из приманок на волнообразной проводке хорошо работают «вертушки» с головкой, твистеры, а в
сверхлегком классе — маленькие «осьминоги».

Поверхностная или пелагическая ступенчатая проводка

Этот тип анимации близок к предыдущему, только в том случае леска подматывается непрерывно, а здесь — с полными остановками, как в нашей основной джиговой проводке. Базовые приманки — блесны типа «Кастмастер», а также «самодур» и промежуточные варианты
оснастки — например, «Кастмастер» с двумя-тремя вабиками на поводках перед ним. Ловятся жерех, чехонь и окунь, реже другая рыба.

Вертикальная проводка

Это ничто иное как знакомое всем нам отвесное блеснение. Или не обязательно блеснение, так как этим способом ловят не только на блесны, но и на самые разные джиговые приманки. Проводки, как таковой — с подмоткой лески — здесь нет, и к спиннингу вертикальная анимация прямого отношения не имеет. Я включил ее сюда только по той причине, что этим способом очень часто ловят с дрейфующей лодки. Это иногда рассматривается как альтернатива спиннингу.

По моим наблюдениям, вертикальная анимация в дрейфе все же уступает полноценной спиннинговой проводке по результативности. Но таким образом на больших реках ловят многие, и не без успеха. Основные трофеи — судак и щука, а на юге — еще и сом.

«Сюрпляс»

Это еще один лодочный способ ловли в реках. Мы стоим на якоре и забрасываем строго вниз по течению. Приманка опускается до дна, мы поднимаем ее потяжкой спиннинга, затем возвращаем удилище в исходное положение. Таким образом (без подмотки лески) можно с различными техническими вариациями играть на месте довольно долго (минуту и даже более), потом, подмотав немного лески, некоторое время работаем приманкой уже в другой точке.

Важно правильно подобрать сочетание веса головки и толщины лески с глубиной и течением. Способ проверен в ловле судака и сома. Наибольший эффект достигается при использовании мертвой рыбки и других натуральных приманок. Теперь, при всем разнообразии тех условий, с которыми нам приходится сталкиваться на водоемах, я попытаюсь их систематизировать и с подробностями рассмотреть несколько наиболее характерных вариантов джиговой ловли. Основное внимание я постараюсь уделить выбору тактической схемы рыбалки в ее увязке с типом водоема, временем года, активностью рыбы и реальными возможностями вашей снасти.

Некоторые из этих технико-тактических схем хорошо знакомы многим спиннингистами-джиггерам, и у них есть возможность сопоставить свои наблюдения с моими рекомендациями. Другие, как я думаю, очень мало кому известны, и сама возможность ловить джиговым способом на совершенно «неджиговых», как принято считать, водоемах станет для вас откровением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *