Народная рыбацкая мудрость гласит. «К снастям лучше бережно относиться, чем каждый год покупать новые». То же самое следует сказать и о плавсредствах. Современная лодка ПВХ на рыбалке — наш друг, товарищ и ездовой ослик. Поэксплуатировав ее в сезон «мокрой» воды, с приходом зимы наша задача отправить ее на хранение. Как это сделать правильно, у бывалых судовладельцев свое мнение. Одни бережно «облизывают» лодочку в конце сезона, другие веником смахивают грязь и выкидывают в неотапливаемый гараж. Ну не молиться же на нее? Каждому свое. Спорить и указывать на недочеты есть занятие неблагодарное. Лучше сделаю проще. На примере «ласточки» товарища расскажу, как, в моем понимании, должна происходить консервация лодки ПВХ на зиму. И слово «консервация» не должно пугать или вызывать смех. Это просто термин. Примерно это будет звучать так.
Основные враги лодки ПВХ
За исключением нерадивого хозяина, для лодки ПВХ страшны следующие факторы:
- Оставленные на зиму грязь и влага.
- Грызуны.
- Физические контакты при отрицательных температурах.
- «Скачки» температуры в помещении.
Грязь и влага
Грязь и влага сопутствуют трем факторам риска — плесени, грызунам и образованию кристаллов льда.
Плесень есть грибок. Врастая своей грибницей в швы, она медленно и верно разрушает клееное или паянное соединение.
Мыши и крысы однозначно залезут туда, где пахнет вкусным. Слизь и чешуя рыбы, оставленные в лодке на зиму, привлекут грызунов. Как результат — погрызы ткани ПВХ.
Оставленная в неотапливаемом помещении влага кристаллизуется. За один год она видимых травм материалу не принесет. Однако периодичность приведут к задирам и ослаблению швов.
Отрицательные температуры и стойкость материала ПВХ
Производители лодок заявляют, что ткань ПВХ выдерживает диапазон температур от -35 до +30 градусов. Некоторые владельцы отодвигают низкие температуры до -50. Вполне возможно, что так оно и есть. Однако стоит понимать, что есть температура, когда эластичность материала уже не позволяет физических контактов с лодкой ПВХ. Ткань становится хрупкой к заломам, появлению микротрещин и потертостям.
Что касаемо периодических перепадов температуры с плюса на минус. Например, при хранении в гараже, когда хозяин протапливает печь раз-два в месяц, а за «бортом» в среднем под 30-40 в минусе. Лодка стоит в углу или висит под потолком накачана. В момент повышения температуры под потолком образуется конденсат внутри баллонов. Его родимого, естественно, не убрать. После охлаждения влага кристаллизуется.
Способы хранения лодки пвх зимой
Консервация лодки ПВХ практикует 2 способа хранения зимой:
- В накаченном состоянии.
- В сложенном виде.
Каждый из способов включает хранение в неотапливаемом помещении (гараже) и в тепле.
Как говорится, на вкус и цвет, но для себя, из представленных, вижу два варианта. Правильно хранить лодку ПВХ в подвешенном под потолок гаража состоянии и в спущенном виде в сумке. В остальных лодка пвх однозначно будет подвергаться атмосферным воздействиям, случайным задевам, кто-то нарочно палку или бутылку швырнет, мышка заглянет в гости. А под потолком в гараже, в сумке дома или на балконе лодка до весны сохраниться без проблем.
Подготовка лодки к консервации
Консервация лодки процесс вдумчивый и не быстрый. Начинается со снятия пайол, весл, банок (сиденьев), других лодочных приспособ. Если для это требовалось скачать воздух из баллонов, то теперь вновь накачиваем.
Наводим в ведре мыльный раствор и тщательно промываем внутреннюю и внешнюю стороны лодки. Обязательно участки между баллонами и днищем, места соединения транца, другие швы. Промыли, грязь убрали, протерли. Вместо мыла можно использовать моющее средство для посуды.
Теперь нужно окончательно избавиться от влаги и продезинфицировать от грибковых «заболеваний». Для этого используем смоченную в ацетоне губку или тряпочку. Не нужно мочить так, чтобы растворитель лился. Просто смачиваем до влажного состояния. Этим убиваем двух зайцев:
- Убираем остатки влаги.
- Уничтожаем возможные проявления плесени.
Знаю, что производители не рекомендуют воздействовать на ПВХ растворителями. Однако внимательно прочитав состав любого клея для ремонта лодки можно заметить, что там присутствуют компоненты растворителя. И ничего страшного не происходит.
Закончили этот этап, прислонили к стене и оставляем на день-два. Пусть лодка окончательно проветриться.
В принципе, на этом можно заканчивать. Свернуть как положено, запихать в сумку и отправить на балкон или в гараже повесить. Но можно и с еще большей любовью подойти. А именно взять силиконовый спрей для протирки «торпеды» машин и протереть лодку. ПВХ от этого худого не будет. Эффект, как с хранением плетеного шнура.
С пайолами, сидушками и веслами лодки проблем значительно меньше. Промыл, высушил, в сумку сложил и положил хранить, где удобнее.