О том, как настроить фрикцион на катушке спиннинга

как правильно настроить фрикцион на катушке спиннингаПрежде, чем перейти к рекомендациям, хочу сказать следующее. Во-первых, понимание, что фрикционный тормоз отрегулирован правильно приходит с опытом. Во-вторых, нет универсальной настройки. Под каждый конкретный случай приходится крутить гайку фрикциона, добиваясь желаемого результата. К примеру, при смене плетеного шнура на монолеску, или замене одного воблера на другой. И даже если после этого при проводке все будет гладко, порой приходится заниматься регулировкой по ходу вываживания рыбы. Так что, если вы начинающий, переживать не стоит. Ошибки совершали все. Придет время, когда сами станете давать советы как правильно настроить фрикцион на катушке спиннинга.

Что такое фрикцион на безынерционной катушке, для чего нужен и как работает

устройство фрикционного тормоза на катушке

Если в двух словах, фрикцион — это механизм, препятствующий поломке как самой катушки, так и удилища. А так же досадным обрывам снасти и сходу рыбы при вываживании.

При правильной регулировке, когда возникает критическая нагрузка на снасть, намотанная леска начинает стравливаться со шпули, снижая нагрузку на снасть. Степень критичности нагрузки определяет сам рыболов, основываясь силовыми данными катушки, характеристиками бланка удилища и разрывной нагрузкой лески. Естественно, что сюда должен быть включен список элементов оснастки — застежки, вертлюжки, упругость проволоки крючков, упористость приманки. В принципе, это основное объяснение, для чего нужен фрикционный тормоз катушке.

Фрикцион состоит из:

  • Блока фрикционных дисков. Изготавливаются из металла, фетра, войлока, композитных материалов, графита.
  • Регулировочной гайки. С ее помощью настраивается усилие для срабатывания системы.

Согласно информации из рыболовных изданий есть фрикционы, где вместо дисков используются пружины. К счастью (или сожалению) сам таковых не встречал.
Как работает фрикцион катушки? За счет силы торможения, создаваемой между дисками, зафиксированными в корпусе шпули и на оси (штоке). Чтобы тормозное усилие работало равномерно используются мягкие прокладки. В итоге, когда требуется настроить фрикцион на катушке под условия ловли, нам нужно просто протянуть гайку до нужного результата.

По расположению на катушке фрикцион подразделяется на передний и задний. У каждого вида есть свои конструкционные «изюминки», свои «плюсы» и «минусы».

Передний фрикцион

катушка с передним фрикционом

Здесь блок фрикциона расположен в шпуле катушки. Тормозные диски имеют больший, по сравнению с задним расположением, размер. В результате чего возникает большее тормозное усилие. А так же и возможность более тонко настроить фрикцион на катушке.

Передний фрикционный тормоз прост в обслуживании, есть возможность регулировать конусность намотки лески.

Благодаря тому, что регулировочная гайка расположена спереди, дополнительная настройка происходит проще во время ловли.

Задний фрикцион

рыболовная катушка с задним фрикционом

У катушки с задним фрикционом шпуля стоит жестко на штоке катушки. Диски имеют меньший диаметр и изготавливаются из более твердого материала (паронит, фторопласт). Вследствие чего настройка происходит грубее. Впрочем, увеличиваются силовые способности катушки.

Шпуля снимается путем нажатия на стопорную кнопку в передней части. В обслуживании данный тип фрикциона сложнее. Для того, чтобы добраться до тормозных пластин приходится почти полностью разбирать.

В США был некогда запатентован фланцевый контактный фрикцион. В данном случае рыболов сам, посредством специальной лапки, регулирует нагрузку на катушку.

фланцевый контактный фрикционный тормоз

Получается, чтобы настроить фрикцион на безынерционной катушке требуется отрегулировать плотность соприкосновения тормозных дисков. Вроде просто. Подкрутил, проверил сход лески и радуйся. Но вот до какого момента следует затягивать или ослаблять фрикцион?

Как отрегулировать фрикцион на катушке спиннинга

Есть общие рекомендации по настройке, а есть под конкретные случаи. Последние, на мой взгляд, наиболее важны. Поскольку позволяют не только сберечь катушку и удилище от поломки, но и правильно работать с приманкой и клюнувшей рыбой.

Итак. Начнем с базовых принципов. Что следует учитывать в первую очередь:

  • Значение Max Drag.

Пишется на коробках катушек или в инструкциях. Обычно указывается в килограммах. Это максимальное тормозное усилие фрикциона катушки, при котором гарантируется, что механизм катушки может работать без опасных последствий.

  • Тестовый диапазон удилища по леске.
  • Разрывную нагрузку применяемой лески (шнура).

как отрегулировать настроить фрикцион катушки на спиннинге

Собрав эту информацию воедино, нужно понять, что фрикцион на катушке должно настроить так, чтобы тяговое усилие не превышало значение Max Drag и данные с удилища и лески.

В идеале можно воспользоваться электронным безменом. Тем более, что в некоторых источниках мелькают советы, что значение фрикциона должно находиться в диапазоне примерно 2/3 от максимального. Но кто же на рыбалке этими рекомендациями пользуется? А посему делаем все «на глаз».

  • Затягиваем фрикцион по максимуму. Разумеется, что спиннинг должен быть уже в сборе.
  • Цепляем приманку за неподвижный объект (дерево).
  • Располагаем спиннинг примерно под углом в 45 градусов и начинаем создавать усилие рукояткой катушки.
  • Если видим, что нагрузка подходит к критическому значению (обрыв лески или поломка удилища), начинаем ослаблять фрикцион.
  • Ослабляем до того момента, пока леска не начнет стравливаться. В большинстве случаев об этом мы узнаем по трещотке фрикциона.
  • Достигли этого результата — прекращаем задавать усилие. Остается ослабить фрикцион еще на 2-3 щелчка.

Такая настройка фрикционного тормоза уже не допустит поломки удилища или обрыв лески.

С наработкой опыта подобных манипуляций уже не потребуется. Определить необходимую регулировку можно будет просто потянув за шнур.

Что касается частных ситуаций, где требуется тонкая настройка фрикциона, то с ними приходится сталкиваться постоянно. Тонкая настройка под конкретные условия — это одна из основных причин, почему спиннингисты спортсмены предпочитают пользоваться безынерционными катушками, а не мультипликаторами.

Настройка фрикциона под условия ловли

Условия ловли обычно и становятся основными причинами регулировки тормоза.

  • Смена приманки (воблер, блесна).

Сопротивление приманки в воде различно. Даже если они имеют один вес. Если с равномерной проводкой блесны проблем может не возникать, то с воблером иначе. Заменив модель на более упористую, приходится дополнительно настраивать фрикцион. Рывковая проводка не должна сопровождаться сработкой тормоза.

  • Под тип лески.

Не секрет, что растяжимость монолески выше нежели плетеного шнура. Если при ловле монкой нагрузка на снасть где будет компенсироваться растяжимостью монофила, то для плетенки настройка фрикционного тормоза требует более серьезного подхода. Скажу откровенно, что за эту малость несколько недолюбливаю мультипликаторные катушки. У них настройка фрикционного тормоза происходит грубее. По этой причине ловля на флюр или монолеску предпочтительнее.

  • Настройка под рыбу.

Ловля окуня с использованием шнура требует обязательных регулировок. Губы окунька нежные. Резкая подсечка на шнуре или быстрое вываживание зачастую приводит к порывам губ и досадным сходам.

  • Под характеристики водоема.

корчи водохранилища, как настроить фрикцион под условия ловли

При ловле в сильно закоряженных местах тонкая настройка фрикциона зачастую спасает приманку от мертвых зацепов. Но тут так же следует учитывать и нрав рыбы, что ловим. К примеру, щука. При поклевке она может тащиться как бревно, а может и мощно давить, стараясь уйти в корчи.

правильная настройка фрикциона под джерк и щуку

Как вариант — быстрая подрегулировка тормозного усилия катушки.

Так что, ситуаций может быть много.

При ловле на донку (пикер, фидер) все несколько проще. Фрикцион нужно настроить так, чтобы он не срабатывал при забросе и просто смещении кормушки. При поимке крупного трофея всегда лучше вносить дополнительные коррективы по ходу вываживания.

НХНЧ

Информации много не бывает
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии