Почему не работает фрикционный тормоз на катушке

фрикционный тормоз на безынерционной катушкеСитуации, когда фрикционный тормоз на безынерционной катушке скверно исполняет служебный долг не редки. Чаще это случается у еще неопытных рыболовов и в по причине неправильной эксплуатации механизма.

Рассматривать отдельно безынерционные катушки супер-бюджетного, бюджетного, среднего и высшего ценового диапазона не разумно, поскольку разница узлов и механизмов будет ощутимой, но причины, по которым вдруг «ни с того ни сего» перестает работать фрикционный тормоз, или попросту фрикцион, выявляются в основном две.

Но для начала стоит определить назначение фрикциона.

Для чего нужен фрикцион на катушке

Безынерционные катушки оснащаются передним и задним фрикционным тормозом. Независимо от места расположения и принципах работы, фрикционный тормоз — защитник катушки от поломок в связи с прилагаемыми чрезмерными усилиями во время рыбалок, а так же на всю снасть в целом (удилище и оснастку).

Не так давно один из моих знакомых хвастался, что приобрел «крутую» дайвовскую катушку за ценник с пятью нулями. Можно было порадоваться за такое приобретение. Однако через пару месяцев катушка оказалась напрочь убита.

На шивер зацепился таймень за 20 килограмм. При наличии крепкого спиннинга и прочной плетенки самым уязвимым звеном оказалась катушка, на которой не был вовремя отрегулирован фрикцион. Вываживая нахрапом хищника у спиннингиста «катя» сказала последнюю речь.

Полагаю, не стоит говорить, что ослабив тормоз и дав леске некоторую свободу при потугах рыболова и рывках сильной рыбы снасть работала бы и до сих пор.

Правильная регулировка спасает от поломок и бланк спиннингового удилища, который всегда работает под «напряжением», а так же и предотвращает досадные обрывы лесок и разгибания или обломы крючков при вываживании. Все имеет свою прочность, критическое значение которой проверять нет нужды.

Из чего состоит фрикционный тормоз безынерционной катушки

блок фрикционного тормоза катушки риоби ексия

На фото выше представлен блок фрикциона безынерционной катушки Риоби Ексия. На примере ее и посмотрим состав.

Итак.

Фрикцион состоит из нескольких тормозных дисков — металлических и фетровых. Смазываются специальной смазкой, которая обеспечивает плавность работы при нагрузках. Комплект дисков помещается в контейнер. Основная задача при сборке соблюсти порядок и правильно совместить ножки и пазы контейнера. По аналогии «папа — мама».

собранный контейнер фрикциона

Блок фрикциона помещается в шпулю и фиксируется проволочным кольцом. Под контейнером находится еще один промасленный диск.

«Проблемы» фрикциона

На первый взгляд нехитрая операция становится первой причиной, когда фрикционный тормоз отказывается срабатывать.

Помещая снаряженную шпулю на вал катушки может происходить разъединение контейнера и ножки-фиксаторы смещаются. Определить такое»на глаз» можно при затягивании фрикциона. Гайка становится криво и ее край выходит заподлицо шпули с перекосом.

Проблема устраняется быстро, но если не уделить внимание, то деформация дисков и посадочных мест обеспечена.

Второй,часто случающейся, причиной, можно назвать постоянное нахождение фрикциона в затянутом состоянии. Это приводит к тому, что смазочный материал выдавливается в фрикционное гнездо шпули. В результате происходит слипание, пересыхание и диски перестают нести свою функцию.

Чтобы избежать подобных неполадок следует соблюсти пару правил:

  • Не стоит торопиться при сборе или замене шпуль на рыбалке.
  • Порыбачил — расслабь фрикцион.

При чем подобное случается и в катушках, где конструкция имеет отличия. Не важно какая катушка — дешевая китайская или дорогая «японческая». Механизм фрикционного тормоза ошибок не прощает. В лучшем случае потребуется замена детальки, в худшем — здравствуй новая катушка.

После покупки катушки в магазине обязательно следует произвести осмотр этой части механизма. Убедиться, что присутствует смазка и все составляющие расположены правильно. Документация, даже если она написана на иностранном языке, имеет картинки.

 В завершении

Обязательно прочитайте довольно интересную и познавательную статью мэтра рыболовства Константина Кузьмина «Фрикционный тормоз», опубликованную автором в журнале «Рыболов»

Одним из основных аргументов в пользу безынерционных катушек всегда был такой: вы можете ставить на них тонкую леску и при этом не рискуете ее оборвать — благодаря фрикционному тормозу. Считается, что когда он правильно отрегулирован, то при вываживании леска выдержит, конечно, если рыба не затянет ее в коряги. Правильно отрегулировать фрикционный тормоз не так просто, как это кажется на первый взгляд.

У меня случается несколько обрывов за сезон, в той или иной мере связанных с неверной регулировкой фрикциона. Причины этих обрывов не всегда одинаковы.

Выбирая безынерционную катушку, мы смотрим, какая фирма его изготовила, каковы количество подшипников, коэффициент редукции, лесоемкость и форма шпули, дизайн и, наконец, цена. Редко кто интересуется характеристиками фрикционного тормоза. На самом деле стабильность и плавность регулировки тормоза — важнейшие показатели катушки. Наиболее дешевые модели (в том числе отечественный «Орион») в этом сильно уступают катушкам более совершенным. Бывает, что леска с катушки стравливается неравномерно — шпуля, проворачиваясь от натяжения лески, «бьет», то есть критическое усилие периодически меняется в зависимости от угла поворота шпули. Это неприятно, но не очень страшно. Хуже, когда регулирующая гайка начинает подкручиваться от вращающейся шпули, то есть самозатягиваться. Допустим, при разрывной нагрузке лески 5 килограммов вы установили стягивающее усилие 3 килограмма. Начинаете вываживать рыбу, и катушка от ее рывков стравливает леску; из-за самозатягивания гайки установленные 3 килограмма превращаются сначала в 4, а затем в те самые 5, и леска не выдерживает…

По моим оценкам, из десятка «Орионов» (и подобных им катушек с передним тормозом) две-три с самого начала страдают самозатягиванием регулирующей гайки. У других эта «болезнь» может проявиться в процессе эксплуатации. На мой взгляд, лучше вообще отказаться от простых катушек с передним фрикционом (для катушек с задним тормозом этот недостаток нехарактерен). Если же вы не можете позволить себе что-то классом повыше «Ориона», то вам следует, как минимум, содержать в чистоте соприкасающиеся поверхности шпули и гайки, удаляя с них пыль и песчинки. Кроме того, рекомендую поставить между шпулей и гайкой одну-две тонкие тефлоновые шайбы, а еще лучше — сделать так, чтобы гайка проворачивалась на штифте не легко и свободно, а со значительным усилием, — тогда она не будет закручиваться от вращения шпули. Проще всего этого добиться, подмотав на резьбу штифта хлопчатобумажную нитку.

Безынерционные катушки принято делить на скоростные и силовые. Применительно к фрикционному тормозу это деление выражается в следующем. Скоростные катушки рассчитаны на использование тонкой лески при малых нагрузках и потому их фрикцион имеет более плавную регулировку стягивающего усилия: за один щелчок регулятора оно меняется на 0,2-0,3 килограмма. Тормоз силовых катушек предназначен для рабочих нагрузок широкого диапазона, поэтому фрикцион в смежных позициях регулятора изменяет стягивающее усилие примерно на 0,5 килограмма. Использование тонкой лески на силовой катушке может привести к тому, что при одном положении регулятора она будет стягиваться слишком свободно, а при соседнем — уже порвется.

Применять леску разной прочности позволяют катушки с так называемым «прогрессивным» тормозом. Как видно из графика (рис. 1), такой тормоз на малых нагрузках работает, как у скоростной катушки, на больших — как у силовой. Слова «progressive drag» или что-либо подобное в каталоге или на упаковке означают, что эта катушка рассчитана на использование лесок самых разных диаметров и прочности, причем в большом диапазоне.

Вообще, фрикционный тормоз тем надежнее и удобнее в регулировке, чем больше в нем площадь соприкосновения элементов, испытывающих основную нагрузку. В заднем тормозе это достигается за счет увеличения числа тефлоновых шайб, в переднем — использованием всей площади передней поверхности шпули. Передний тормоз работает при повышенных нагрузках лучше заднего, поэтому в силовых катушках встречается чаще. На катушку не рекомендуется наматывать леску, прочность которой превышает максимальную из указанных на шпуле. В противном случае механизм испытывает запредельные нагрузки, быстро разбалтывается, и даже «летят» зубья шестеренок…

Фрикционный тормоз некоторых современных катушек («Mitchell» и др.) призван исключить чрезмерные нагрузки на передаточный механизм. Он построен по известному в технике принципу «Foolproof («Защита от дурака»). В данном случае это выражается в том, что сверху ограничивается стягивающее усилие — при всем желании вам не удастся затянуть тормоз намертво.

Стоит сказать о катушках, которые снабжены специальным рычагом, позволяющим быстро изменять стягивающее усилие, — это очень удобно при поклевке и высаживании. Первыми преимущество катушек с экстренным сбросом фрикциона (например, «Quantum QSS») оценили карпятники, которые теперь очень широко используют их в своей профессиональной снасти. В режиме ожидания тормоз максимально ослаблен, а когда рыба возьмет приманку, поворотом ручки включается основной тормоз. Это так называемая система «Baitrunner» (или «Baitfeeder») — ею теперь оборудованы по крайней мере одна-две модели почти всех фирм, выпускающих безынерционные катушки.

При ловле спиннингом, да и вообще при любом активном способе ловли, когда от рыбы приходится ждать внезапного и мощного рывка, оперативная регулировка тормозного усилия имеет большое значение, поэтому в некоторых чисто спиннинговых катушках последних лет (например, «Mitchell Flats-runner») стоит рычаг непрерывного управления. Он расположен вблизи места захвата удилища, под указательным пальцем, что позволяет моментально реагировать на ситуацию при подсечке и вываживании. Но все же большая часть выпускаемых сейчас безынерционных катушек имеет обычный фрикционный тормоз. И многое зависит от его предварительной регулировки, которая определяется видом вылавливаемой рыбы, дальностью заброса и качествами используемой лески и должна быть рассчитана на то, что для настройки стягивающего усилия вам потребуется некоторое время — возможно, несколько секунд.

Реальная прочность лески определяется гораздо большим количеством факторов, чем обычно принимают во внимание. Те цифры, что указаны на бобине с леской, соответствуют действительности лишь с некоторыми оговорками. Рано или поздно леска начинает «сыпаться», то есть легко рваться от нагрузки в два раза ниже «паспортной». В этом случае фрикционный тормоз, даже если он отрегулирован на усилие вполовину меньше разрывного, оказывается не удел. Привязав блесну, потяните с разумной силой за леску руками — если она неожиданно порвется, отмотайте несколько метров лески и проделайте ту же операцию. Бывает, что «сыплется» весь рабочий участок лески, а это несколько десятков метров. Такую леску заменяйте немедленно. Убедиться в том, что она свой век уже отжила, лучше не во время вываживания, а несколько раньше…

Реальная разрывная нагрузка впрямую зависит от скорости натяжения лески. Резкого рывка леска не выдерживает гораздо чаще, чем плавной потяжки. (С магнитным фрикционом (например, на катушках D.A.M) вы не очень рискуете оборвать леску при внезапном рывке. Система магнитов уменьшает трение покоя, поэтому такой фрикцион быстрее включается в работу.) И в большинстве случаев леска обрывается именно в момент внезапной хватки крупной рыбы накоротке. Следующий пример как раз на эту тему.

На Оке при ловле судака часто требуются очень дальние забросы: бровка, на которой стоит хищник, проходит в 55-65 метрах от берега, и именно там случаются все судачьи поклевки. Чтобы забросить на такую дистанцию, приходится вместо обычно используемой лески диаметром 0,28-0,30 миллиметра ставить более тонкую — обычно 0,22. Ловля судака требует энергичной подсечки, поэтому тормоз настраивают на довольно высокую для тонкой лески критическую нагрузку. При дальних хватках судака обрывов почти не бывает — длинная леска сама по себе хорошо гасит рывки, да и тормоз после удачной подсечки можно немного ослабить.

Проблемы возникают, когда приманка приближается к берегу — здесь ее нередко атакует щука, и отнюдь не всегда мелкая. Резкая щучья поклевка на короткой леске чревата немедленным обрывом, а когда леска тонкая, фрикционный тормоз несколько перетянут и обрыв почти неизбежен. Разве что одна из упомянутых выше катушек с экстренным ослаблением тормоза способна предотвратить неприятность, однако такие катушки пока не стали массовыми, и обрывы при близкой хватке щуки, увы, приходится относить к числу плановых потерь. Впрочем, описанная ситуация не настолько типична, чтобы слишком сокрушаться. Когда вы ловите любую рыбу, кроме судака, ту же щуку, а также жереха, окуня, голавля, настройте тормоз на 35-45 процентов от номинальной разрывной нагрузки, и вы избавите себя от обидных обрывов сразу же после подсечки.

Мнение о том, что рыбу надо обязательно «просечь», на мой взгляд, неверно. Голавль, язь, жерех и окунь почти всегда засекаются сами. Попробуйте ради эксперимента не подсекать, и едва ли будет больше пустых поклевок. Щуку подсекать желательно, но она не стискивает блесну хваткой бульдога, и запредельные усилия при подсечке не требуются. Даже судак, когда он берет приманку сзади, часто виснет на леске без подсечки, причем тройник цепляет его за жабры. Вот почему в большинстве случаев лучше недотормозить, чем перетормозить. При этом очевидно, что крючки должны быть идеально острыми. Если же по каким-либо причинам вы перетянули фрикционный тормоз (это иногда бывает оправданно, как в описанной ситуации ловли судака на дальнем забросе), то как только на крючки сядет крупная рыба, его нужно ослабить. К сожалению, сделать это успеваешь не всегда…

Можно порекомендовать вопреки всем правилам сразу же расположить удилище в одну линию с леской. Я делаю так при ловле спиннингом класса «Ultra Light» с леской диаметром 0,17- 0,20 миллиметра, когда вместо окуня или подъязка на тройник садится щука. В результате стягивающее усилие из-за отсутствия трения на кольцах уменьшается, и рывок обычно удается нейтрализовать. Только после этого надо ослабить тормоз и вываживать рыбу, как обычно, задействуя при этом и катушку, и удилище.

Особый случай, когда ловят с плетеной леской. Два ее основных отличия — высочайшая прочность и полное отсутствие растяжимости — диктуют строгие требования к катушке вообще и к регулировке фрикциона в частности. Катушка должна быть чисто силовой — с большим тяговым усилием, а фрикцион установлен в положение, соответствующее 30-35 процентам от разрывной нагрузки лески. В случае с плетеной леской перетянутый тормоз грозит уже не обрывом, а поломкой удилища или катушки. Я знаю два реальных случая — в одном из них при подсечке спиннинг (то был «Zebco Harmony Match») попросту развалился у рукоятки, в другом — вываживание среднего размера щуки привело к поломке зубчатой передачи катушки «Ryobi Ecusima». Нельзя переходить от обычной лески к плетеной, ничего при этом не меняя.

…Уже после того, как эта статья была подготовлена к публикации, со мной приключился случай, который ставит под сомнение мое право давать рекомендации по регулировке тормоза и вываживанию рыбы. Щука взяла поролоновую рыбку на расстоянии более пятидесяти метров. Когда рыба хватает крючок на длинной леске, поначалу трудно оценить ее размеры. И в этот раз я не сразу понял, что имею дело с крупной фарватерной щукой. Начав подматывать леску, я убедился, что она с трудом, но идет, а периодическое потрескивание фрикционного тормоза счел показателем его слабой затяжки. И затянул чуть сильнее — всего на два щелчка, но, как оказалось, это предопределило исход борьбы в пользу щуки. Где-то на полпути рыба остановилась и забрала немного лески — тормоз сработал исправно. Но то был не резкий рывок, а плавная потяжка, и на довольно длинной леске. Неподалеку от берега щука размеренно пошла сначала вниз по течению, потом вверх. Еще не поздно было ослабить фрикцион, но я не сделал этого — слишком понадеялся на свежую леску, к которой прежде не было претензий («Gamakatsu» диаметром 0,26 миллиметра). Последовал внезапный короткий рывок, и щука с обрывком лески скрылась в глубине. Было в ней не менее пяти килограммов. Пойманная вскоре килограммовая щука стала всего лишь ложкой меда в бочке дегтя…

Ту крупную щуку я просто обязан был взять. Ослабил бы тормоз и помучил ее лишние две-три минуты, ничем не рискуя. Ни коряг, ни даже травы вокруг не было, да и сидела она очень надежно — на поролоновой рыбке было два тройника. И если щука не сошла при первых рывках, вряд ли ей это удалось бы позже.

Ни хвоста ни чешуи. С уважением, Олег

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *